Бизнес план сельского хозяйства — составляем грамотно

Обеспечить рентабельность любой сельскохозяйственной деятельности поможет тщательное планирование. Только четкое представление финансовых, трудовых и прочих перспектив даст свои результаты. Что такое бизнес план сельского хозяйства, как правильно составляется и что включает понятие, расскажем нашим читателям.

фото: бизнес план сельского хозяйства

Значение бизнес-плана в предпринимательской деятельности

Любая агро-компания, приступая к своей деятельности, должна четко представлять какие финансовые вложения необходимы, знать источник получения трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Важно точно подсчитать и вывести эффективную формулу получения прибыли в перспективе. Бизнес-планирование используют для любого вида предпринимательской деятельности, в том числе сельского хозяйства.

Важно понимать основные задачи и цели планирования еще до составления плана.фото: бизнес план

Цели и задачи бизнес — плана

Планирование это рабочий инструмент уже действующей компании или только образующейся, на котором строится вся деятельность. Основные цели и задачи бизнес плана включают следующее:

  1. Планирование является основной предполагаемого и уже действующего предпринимательства, помогает понять и рассчитать рентабельность и окупаемость проекта.
  2. При помощи, разработанной документации, открываются тонкости деятельности компании. Осуществлять управленческую работу станет проще.  
  3. Качественно составленный бизнес-план, поможет привлечь инвестиции и обеспечит получение прибыли.
  4. Обеспечивает предпринимателю понимание всего рынка выбранной ниши: конкурентов, риски.
  5. Поможет рассчитать предполагаемые вложения и скоординировать расходы.
  6. Планирование является источником рекламы для начинающей компании (инвестором выгоднее вкладывать деньги в понятный, правильно при поднесенный им проект).
  7. Документ поможет избежать ошибок и служит страховкой для начинающей компании при различных экономических рисках.

Составление плана процесс творческий, требующий от предпринимателя знаний в области экономики, менеджмента, маркетинга, бухгалтерии. Профессионально составленный бизнес-план сельского хозяйства дает возможность предпринимателю полностью контролировать и прогнозировать свою деятельность на несколько лет вперед.

Что включает в себя планирование сельского хозяйства

В зависимости от вида предпринимательской деятельности в агро нише, план может состоять из различных глав. Они имеют под-главы и могут корректироваться, с изменением экономической ситуации и расширением видов деятельности.фото: планирование сельского хозяйства

Основные составляющие бизнес плана:

  1. Титульный лист с оглавлением.
  2. Резюме.
  3. История деятельности (для уже действующего бизнеса).
  4. Описание предоставляемых услуг или вида деятельности.
  5. Оценка отросли к которой относится деятельность.
  6. Стратегия работы в конкурентной среде и выявление основных конкурентов.
  7. Производственный план.
  8. Маркетинговый план.
  9. Финансовый план.
  10. Предложения по развитию и возможные риски.

Рассмотрим подробнее каждый этап планирования.

Титульный лист с оглавлением

Любая документация должна начинаться с титульного листа с оглавления. Страница должна дать четкое представление о каком планирование идет речь и для кого составлен документ. Например: Бизнес-план молочной фермы “Зорюшка”.

Оглавление должно дать краткое понятие о содержании документа, иметь заголовки и подзаголовки. Основная ошибка предпринимателей это перенасыщенность оглавления деталями. Помните, “Краткость — сестра таланта”.

Резюме бизнес плана

Резюме это краткое представление своего бизнеса. Оно включает все идеи и основные положения планирования. По правилам резюме имеет три основных блока:

  • введение (краткое описание сути проекта, цель);
  • основная часть (краткое описание значимых ключевых моментов, прогнозирование спроса, финансирование и его источники);
  • заключение (перспективы, рентабельность, возможный ход действия и способы).

Резюме должно дать четкое понятие о всем документе. Основная задача резюме привлечь читателя к бизнес-плану. Прочитав резюме читатель должен захотеть ознакомится со всем документом, понять суть проекта. Резюме составляется кратко, без лишних отступлений и мелочей. Главное привлечь к проекту внимание. От резюме зависит заинтересуются инвесторы бизнесом или нет. Можно сказать, это лицо всего проекта.

История деятельности

Глава составляется для уже действующей компании. В разделе подчеркивают заслуги компании, выделяют заслуги. Описывается история создания компании и ее роль в на рынке. Не смотря на простоту, раздел важен для понимания что представляет из себя компания, чего уже добилась.

Особое внимание уделяется руководству компании. Можно упомянуть в разделе заслуженных работников, рассказать о коллективе в общем.

Описание вида деятельности, услуг, продуктов

В разделе важно преподнести товар или услуги, которыми будет заниматься компания, с лучшей стороны. Подробно описать товар со всех сторон, выделить его конкурентоспособность. Инвестирующим компаниям интересен потенциал товара или услуг. Описываются тонкости и особенности товара или услуг, чем они отличаются от конкурирующих, почему лучше и интереснее. фото: составляем бизнес планДелается сравнительный анализ и раскрывается жизненный цикл товара. Выделяются отдельно мотивы по которым покупатель захочет использовать именно ваш товар или услугу. Если описывается товар, то уделяют внимание его упаковке. Важны любые мелочи: дизайн, особенности.

Оценка отросли в целом

Анализ среды в которой будет развиваться компания, ее превосходство и перспективы. Так, если вы решили заняться разведением коров, то необходимо проанализировать соседние хозяйства и отрасль в целом вашего региона.фото: агробизнес

В разделе отражают рынок с его размером, состояние. Дается анализ потенциальных покупателей. Как влияет внешнее или внутреннее воздействие на состояние рынка в данной отрасли. Характеризуется сезонность, колебания. Только проанализировав рынок можно дать оценку конкурентоспособности компании.

Анализ конкурентоспособности и определение крупных конкурентов

Чтобы дать анализ конкурентоспособности товара или услуг нужно выделить основных конкурентов компании. Крупные конкуренты выделяются в занимаемой отрасли по нескольким признакам:

  1. Компании занимающие лидирующие позиции по продажам в рассматриваемой отрасли.
  2. Ведут работу более 2 лет.
  3. Имеют обширную базу постоянных клиентов.
  4. Могут позволить себе предоставлять весомые скидки своим клиентам.

Выявив конкурентов описывается стратегия работы компании в конкурирующей среде с конкретными действиями.

Планирование производства компании

В части описания производства описываются поставщики, работа с ними. Производственная мощность которая необходима для работы компании, какая уже имеется.  Подробно рассказывается весь процесс производства, издержки и технологии.

Особое место уделяется сырью и материалам которые необходимы для обеспечения бесперебойной работы компании.

При необходимости перечисляется использованное оборудование, составляется перечень с полным описанием, где будет закуплено и когда. Какой квалификации необходимы специалисты для работы на оборудовании.

Маркетинговый план

В маркетинговом анализе дается характеристика всем вопросам рынка. Характеризуются потенциальные клиенты, их материальные возможности. Клиентов подразделяют по группам, ориентируясь на следующие признаки: возраст, пол, материальное положение.

Раскрывается сегментация рынка, анализируется часть на которую может претендовать компания. Описывается сбыт, планируются цены на услуги или товар.

Финансовый план

В финансовую часть бизнес плана включаются:

  • баланс на прибыль;
  • баланс на убытки;
  • прогнозирование движения финансовых потоков.

Баланс составляется в виде таблицы и показывает источники финансовых влияний и их размещение. Планируется куда потратится получаемая прибыль и как сократить расходы при убытках. Важный момент: бухгалтерия должна дополнятся отчетами каждый квартал. Финансовый план пересчитывается и меняется под воздействием внутренних и внешних воздействий: инфляция, кризис, рост цен.фото: рост цен

Важно  в финансовой части показать прозрачность всех влияний и их распределение. Если компания берет на себя долговые обязательства, то их отражают в финансовом плане: величина выплат, сроки.

Рассчитываются затраты на обучение персонала и повышение квалификации, зарплату и налогообложение.

Перспективы и риски

В разделе подробно прогнозируют риски и описывают различные варианты выхода из них. Стратегия борьбы с рисками важна для любого инвестора. Чем больше рисков будет проанализировано, тем меньше непредвиденных ситуаций возникнет в будущей работе.

Рассказывается какие планы по развитию компании предполагаются, как их осуществить. Можно просчитать несколько различных вариантов развития и двигаться по одному, выбранному руководством.фото: агроплан

В профессионально составленном бизнес плане сельского хозяйства должно быть приложение в виде схем и таблиц. Основная задача бизнес плана не только помочь предпринимателю и разработать стратегию с пошаговым руководством, но и заинтересовать инвесторов. Инвестировать финансы в компанию с нечетким бизнес планом серьезные предприниматели не станут.

Топ самых успешных бизнес планов в сельском хозяйстве можно посмотреть на видео:

Можно ли составить бизнес план самостоятельно?

Составить бизнес план сельского хозяйства не имея несколько высших образований невозможно. Для составления документации в компаниях работает целая команда специалистов. Можно самостоятельно сделать короткие наброски и изложить идею, а составить подробный план могут только профессионалы. Цена на составление бизнес плана в крупных городах начинается от 35 000 рублей. Зависит от объема работы, точности. Можно скачать готовый бизнес план в интернете, но он не будет учитывать индивидуальных особенностей вашей предпринимательской деятельности. Финансовую сторону, производственную. Конкурентов необходимо просчитывать индивидуально в каждом случае.

Оставить свой комментарий